Китап уҡыу инсандың йөҙөнә нур, күңеленә шатлыҡ килтерер. - Ризаитдин Фәхретдинов
Меню
Навигация
Вход в систему

Яндекс.Метрика

 

Рейтинг@Mail.ru

     

 
AddThis

PostHeaderIcon Поколений связующая нить

В районе продолжается эстафета «Наши обычаи — золотое наследие»

Праздник имянаречения

Испокон веков церемония имянаречения ребёнка у башкирского народа считалась важным событием в каждой семье. В доме, где родился младенец, запрещалось проводить праздники до исполнения малышу сорока дней. В течение сорока дней нельзя было тушить огонь в очаге, оставлять младенца одного,  выносить его из дома. В первые дни по традиции к молодой маме приходили соседки, женщины и приносили еду.

Основные моменты этого обычая можно было увидеть в с. Кульчурово в семье Дильбар и Талгата Сафиуллиных. Супруги являются примером для многих односельчан.  Они воспитали пятерых сыновей, которые переняли у родителей лучшие качества, а главное — научились  чтить  народные традиции.  Гости из с.Тубинское стали свидетелями церемонии имянаречения новорожденной дочери старшего сына супругов  — Ильсура и невестки Залии. Перед началом исполнения обрядов, мулла дал напутствия молодым, как обращаться с младенцем, как уберечь его от дурного глаза.  Символично, что в этом событии принимали участие представители трёх поколений семейной династии Сафиуллиных, олицетворяя крепкую духовную связь и преемственность между ними.

Большая роль в процессе имянаречения принадлежит бабушке. Именно она должна подарить первую рубашку ребёнку, сшитую из семи тканевых лоскутков, которая призвана оберегать его от сглаза и болезней. Такую рубашку ещё называли «щенячьей», потому что сначала её надевали на ребёнка, затем на собаку, и через некоторое время снова на ребёнка. Согласно поверьям, через эту рубашку ему передавалась способность собаки противостоять злым духам и болезням.

Во время праздника имянаречения раздавали приготовленные роженицей нитки («бэпэй ебе» — нитки младенца). Нитки младенца были обязательно белого цвета. Их 40 раз обматывали вокруг локтя руки. Полученные мотки раздавались присутствующим с пожеланиями ребёнку здоровья и долголетия.

По поверьям башкир, жизнь ребёнка и его судьба во многом обусловлены его именем. Люди старались дать ребёнку такое имя, чтобы оно обеспечило ему в будущем удачу и счастье, гарантировало благополучие и долгую благородную жизнь. Имя Ильнара, которое выбрали для дочки Сафиуллины, означает «любящая родину».

Сам процесс имянаречения происходит так: ребёнка кладут на подушку перед муллой. Мулла читает молитву и три раза в правое ухо ребёнка произносит имя, данное родителями. Затем раздаются подарки родителям отца и матери младенца, пожилым гостям, мулле. Приглашённые гости, в свою очередь, одаривают ребёнка подарками. Церемония заканчивается угощением гостей, пожеланиями здоровья и добра хозяевам дома.

 

Традиции гостеприимства

Через неделю жителей с. Кульчурово встречали в школе д. Баимово. Две стороны приветствовали друг друга песнями, танцами. В торжественной обстановке глава СП Кульчуровский сельсовет Ф.И. Аргинбаева вручила главе СП Нигаматовский сельсовет Ф.Г. Вахитовой переходящий вымпел эстафеты. Затем гостей пригласили в дом уважаемых в деревне людей  — Тансылу и Рамиля Валеевых, более сорока лет живущих в любви и согласии. Тансылу Ахметхановна является председателем клуба «Акинэйзэр» и местного женсовета, к её мудрым советам прислушиваются все женщины деревни.

Супруги представили вниманию гостей обычай «Баш итенэ аят». Издавна наши предки приходили друг к другу на чтение аятов,  посвящённых благополучию и здоровью хозяев дома, памяти усопших людей. С наступлением холодов сельчане традиционно забивали скот и замораживали на зиму мясо. У башкир все части животного считались ценными, их обрабатывали и тоже замораживали. С приходом весны хозяйки  готовили из них яства и приглашали соседей на аяты.

После того, как мулла прочитал молитвы из Корана, хозяева дома и желающие стали раздавать хаир (милостыню) присутствующим. Важным является обряд омовения рук, когда глава семьи обливает водой из кувшина по три раза руки гостей. Прежде чем подавать на стол, Тансылу-апай  показала обычай «яулык ябындырыу» и  «кулдэк кейдереу» (дарение платья и платка). Эти предметы дарят в знак благодарности тому, кому когда-то сказали «эйтеу» (обещание) — за совершенный добрый поступок, спасение от беды и прочего. Хозяйка дома подарила платье пожилой женщине, которая помогала смотреть свекрови сына, её будущего мужа, во время сенокоса и прочих работ на селе. Женщине, являющейся молочной матерью супруга, надели на голову платок. Затем одна из гостей напоила всех водой зам-зам, привезённой  из Хаджа. Эта вода считается целебной и дающей человеку силу.

На столе, который дружно накрыли женщины, можно было попробовать большое разнообразие национальных блюд  —  рулет и холодец из мяса коровьей головы, тултырма, казы и, конечно, бишбармак с коротом. Угощения к чаю также были приготовлены в лучших традициях народного гостеприимства. Облитые сметаной шарики с коротом, домашний сыр, масло, пироги с калиной, горки чак-чака, кудрявый хворост и прочие сладости окружили самовары, из которых щедрые хозяйки наливали чай.

Во время приёма пищи мулла рассказывал о правилах нравственного воспитания детей, поведения в обществе, семейных традициях.  Трапеза завершилась молитвой. Провожая гостей, радушные хозяева раздавали им гостинцы и желали здоровья.

Участник IV Республиканского конкурса -Лучший библиотечный сайт

Найти
Рубрика "Новые книги"
Хазиахметов, Ш. С. Господин Литератор : роман-эссе, повесть, расска­зы / Шамиль Хазиахметов. — Уфа: Китап, 2016. — 304 с.