Тангаур

ТАНГАУР (тyнгэуер), древнебашкирское племя.

Основные тамги

Предки тангауров известны под общими с усерганами названием баджгард, баджгурд, басджирт или башхарт. Захваченные волной кочевников, тангауры мигрировали в 1-й половине 1 тысячелетия н.э. в Западную Сибирь, Среднюю Азию и далее на запад, на рубеже 1-2 тысячелетий н.э. поселились на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Под давлением монголов в 13 в. тангауры переселились в предгорья Южного Урала, в 14-15 вв. — в горно-лесные районы и в Зауралье, где ассимилировались с тюркскими кочевниками. Территориально племя подразделяется на две группы: северную (урман-тангаур), которая расселялась в верховьях р. Белой и в Зауралье, южную (ялан-тангаур) — по р. Сакмаре с выходом в степное Зауралье. Небольшая группа тангауров в 18 в. переселилась на р. Каралык. Ныне на территории расселения тангауров находится Зилаирский район РБ.

РОД тунгаур

Родовые подразделения: актай, апанды, апты-рак, арат, аслай, ахлай, байрака, бесэй, бизмэн, бикчентай, бикэтиш, бикатин, буркуткус, букэт, буре, бэрэшэн, тархан, думбэй, дунгаур, загит, игэу, имес, исембай, юуан куныс, юшкы, яшкэ, кабан, казах, калмак, камгак, карабейек, кашкар, кряшен, килмешэк, кузян,куйун, кумука, куршэк, кукмис, кугэун, кусэн, кубоу, мурзагилды, мышаяк, максют, ныртыш, упей, юшэ, саер, суксыр, сукмор, сыскан, чуваш, татар, турна, тюйгэс, травой, тункай, тапый, тырма, тэзекай, хаким, сюиш, шемпетэй, юртыш, этэмэс, юрмыш, юрмый, ярат.

Предки тангауров известны под общими с усерганами названием баджгард, баджгурд, басджирт или башхарт. Захваченные волной кочевников, тангауры мигрировали в 1-й половине 1 тысячелетия н.э. в Западную Сибирь, Среднюю Азию и далее на запад, на рубеже 1-2 тысячелетий н.э. поселились на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Под давлением монголов в 13 в. тангауры переселились в предгорья Южного Урала, в 14-15 вв. — в горно-лесные районы и в Зауралье, где ассимилировались с тюркскими кочевниками. Территориально племя подразделяется на две группы: северную (урман-тангаур), которая расселялась в верховьях р. Белой и в Зауралье, южную (ялан-тангаур) — по р. Сакмаре с выходом в степное Зауралье. Небольшая группа тангауров в 18 в. переселилась на р. Каралык. Ныне на территории расселения тангауров находится Зилаирский район РБ.

ТУНГАУРЫ

    Тунгауры территориально подразделяются на южных и северных. Южные тунгауры живут по р. Сакмаре с выходом в степное Зауралье, а северные расселяются в верховьях р. Белой и узкой полосой выходят в Зауралье. В источниках XVIII-XIX веков южную группу тунгауров называют степными (ялан), северных — лесными (урман).
    Основной тамгой как южных, так и северных тунгауров является фигура в виде полумесяца.
    Этноним тунгаур сопоставляется с названием монгольского рода тангаур. Генеалогия тунгауров восходит к Дингауру — сыну Кунграт-бия. Видимо, происхождение этнической основы племени тунгаур слудует связать с кунгратами. А кунграты — это древнее монгольское племя, которое подверглось тюркизации и приняло участие в формировании этнического состава узбеков и других народов Средней Азии. Тунгауры рано оторвались от монгольских племен на востоке. Их тюркизация произошла еще в недрах Тюркского каганата, а окончательно завершилась в древнепеченежской среде. Среди тунгауров распространены предания о том, что их предки жили на Алтае, потом под предводительством волка покинули Алтай. История тунгауров свидетельствует о раннем проникновении монгольских этнических образований на Сырьдарью и в Приаралье и участии их в формировании многих тюркоязычных народов.
    Древние предания племени тунгаур связывают его первоначальное пребывание до переселения на Урал с долиной Сырдарьи. Во времена экспедиционных исследований в Зилаирском районе старики рассказывали мне, что «тунгауры, когда начиналась их история, жили на Сырдарье; там они собрали большое войско, чтобы двигаться на Урал и обосноваться там». Далее аксакалы утверждали, что на Южный Урал их предки пришли под предводительством волка. Среда тунгауров, как и усерган, широко распространено предание о переселении, о волке. В этих сказаниях заключается главная идея: тунгауры, как впрочем, и усерганы, бурзяне, приобрели новую родину благодаря волку — тотему — покровителю древних башкир.
    Волк, как тотем, занимал большое место в мифологии древних тюрков и монголов. В тюрко-монгольской мифологии волк выступает в качестве прародителя и покровителя всех тюрков и монголов. До недавнего времени у многих тюркских народов, в том числе, особенно у юго-восточных башкир, сохранялись многочисленные поверья и приметы, связанные с волком. Характерной чертой «культа волка» у тюркских народов являются представления, рисующие волка как защитника от всяких несчастий и покровителя рода. В этнографических материалах по тунгаурам роль волка, как тотема-покровителя, выступает весьма явственно. По словам стариков, еще недавно был распространен обычай ношения амулетов из волчьих зубов или клыков. Амулеты нашивали на детскую одежду от «сглаза». Еще недавно сохранялся обычай закапывать под порог строящегося дома волчью шкуру или волчий череп. Делалось это, чтобы оградить род, семью от злых сил. Этот обычай, правда, редко приходилось встречать среди тунгауров. В преданиях тунгауров сохранились свидетельства былого расселения их предков на юго-западе современного Башкортостана. С.Мирасов на основании шежере соообщает, что тунгауры являются «выходцами с берегов Кармасана и Чермасана» — левых притоков Белой. Видимо, тунгауры там кочевали вплоть до XIX века. Существенные изменения в расселении тунгауров произошли в XIX веке. По мере нарастания монгольского нашествия тунгауры уходили с юго-западного Приуралья в предгорья Южного Урала. Бурные политические события XII — XIV веков заставили тунгауров продвигаться дальше в горы. Тунгауры, продвигаясь вверх по Нугушу и Белой, расселились в горно-лесных районах. Это было в конце XIV — начале XV века.
    В горно-лесных районах Южного Урала невозможно было вести традиционное скотоводческое хозяйство в прежних масштабах. Лесное хозяйство в XIV — XV веках не могло еще получить большое значение. По архивным источникам известно, что подъем относится лишь к XVIII веку. Бортничество и охота также не могли компенсировать занятия скотоводством. Поэтому естественно, что тунгауры с момента переселения на Южный Урал, ищут и находят пути в зауральские лесостепи и степи. В начале тунгауры организовали в малоснежных зауральских степях зимнюю тебеневку скота. Постепенно большая часть тунгауров навсегда поселяется в верховьях р. Сакмары и в Зауралье, возвращаясь в горы лишь на весенне-летние кочевки. Движение тунгауров в Зауралье и постройка там постоянных аулов продолжалась и позже, в XVII — XVIII веках. Оставшиеся в горах тунгауры вели комплексное скотоводческо-охотничье-лесное хозяйство, в котором, начиная с XVIII века, заметно повышается удельный вес лесных промыслов. В конце XVII — начале XVIII века имело место обратное движение горно-лесных башкир в южном и западном направлениях. Некоторые группы тунгауров поселились в долинах рек Ток, Большой и Малый Уран, Большой Иргиз и ее притоков Каралык и Камелик.
    Пребывание тунгауров в Приуралье и на Южном Урале в XIV — XV веках характеризуется активным взаимодействием с кыпчаками, которые сыграли большую роль в формировании башкир.
    В XVI — XIX веках взаимодействие тунгауров с южными и восточными соседями продолжается, однако характер его постепенно меняется. Конечно, в этот период в среду тунгауров проникали инородные группы, однако этническое взаимодействие носило уже характер ассимиляции последних в башкирской среде. В то же время продолжавщиеся контакты тунгауров, например, с казахами питали и поддерживали традционный скотоводческий быт, степные черты культуры башкир.
    В XVII — XVIII веках близко от южных границ Башкортостана кочевали калмыки. Взаимные набеги тунгауров и калмыков сменялись иногда периодами мира. Брачные связи башкир с калмыками вряд ли были. Этому препятствовала прежде всего религия. Калмыки — ламаисты. Следует отметить, что в составе тунгауров есть этноним калмак. Видимо, этноним закрепился за потомством калмыцких семей, перешедших в ислам и оставшихся среди башкир. По рассказам аксакалов, этноним Калмак сохранился в названиях групп калмыцкого населения, захваченных в плен в периоды многочисленных набегов, оставшихся среди башкир и затем полностью ассимилировавшихся в среде последних.