logo
Районное муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Баймакская межпоселенческая центральная библиотека"
муниципального района Баймакский район
Режим работы учреждения:
с 8.30 до 19.00, сб 08:30–15:30
Воскресенье - выходной

Е-mail: mukcbs06@mail.ru
Тел: (34751) 3-15-82, 3-16-74

Знаменитые люди

Саиди Габдулла

Саиди ГабдуллаГабдулла бин Саид аль-Булгари аль-Бурзяни аль-Сакмари  (наст. Нурмухаметов Габдулла Саитбатталович); (03.05.1836-01.09.1914), уроженец д.Муллакаево Баймакский р-н РБ, религиозный деятель, последователь суфизма, ишан, просветитель, писатель, поэт. Член суфийского братства Накшбандия. Учился в Муллакаевском медресе, Стерлибашевском медресе и медресе в Бухаре. С 1871 имам-хатип  мечети и одновременно мударрис медресе в Муллакаево. В Муллакаевском медресе ввёл новометодную систему обучения. Давал уроки по основам геологии, строительства, горного дела, химии, народной медицине и др., писал стихи на арабском языке и персидском языке. Дважды совершал хадж. Был знаком с А.А.ВалидовымЗ.Х.Расулевым.  Автор более 20 научных трудов, среди которых учебник по основам логики. В 2011 г. в Уфе и Муллакаево прошли научно-практические конференции, посвященные 175-летию со дня рождения Абдуллы Саиди. Одна из улиц Баймака носит имя выдающегося просветителя. В 2013 г. его имя было присвоено одной их улиц поселка Нагаево Октябрьского района города Уфы.

 

Литература:

1.Лукманова, Г.У. Остаздарҙың остазы.Мөтәфәннин шәхес  Ғабдулла хәҙрәт Сәйетов . – Сибай, -1997.-48б.

2.Утягулов, Р.И.Тропою знаний,- Сибай,-2000.-176с.

3.Яҡшыбаева ,Л.А. Халҡыбыҙ изгеләре.-Өфө: Китап,2014.-600б.


Алдар батыр (Алдар Исекеев)— башкирский потомственный тархан, батыр и старшина Бурзянской волости

 

 Алдар Исекеев (башк. Алдар Иҫәкәев, также в русских источниках упомянут как Алдарбай Исекеев, Алдар Исянгильдин, в башкирском фольклоре — Алдар батырАлдар-батыр башк. Алдар батыр; 1670-е годы, Бурзянская волость, Ногайская даруга — 18 мая 1740 года) — башкирский потомственный тархан, батыр и старшина Бурзянской волости. Герой-мученик. Участник Крымского и II Азовского (1696) походов русской армии, предводитель башкирского восстания 1704—1711 гг., так называемого Алдар-Кусюмовского бунта или «Алдаровщины». Посол России в казахском Младшем жузе.

II Азовский поход

Указ о вручении тарханства Алдару Исекееву и его потомкам (склейка фрагментов 27 и 28 стр. книги «Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями» В. В. Вельяминова-Зернова, 1864 год.

Зимой 1696 года русская армия готовилась ко Второму походу на Азов. Русская армия обложила турецкую крепость с суши, а флот блокировал подходы с моря, отрезав от источников снабжения. После продолжительной бомбардировки с суши и с моря, командование русских войск направило в Азов парламентёров с предложением о сдаче крепости без боя. Турки ответили отказом и через парламентёров передали условие начать битву со схватки батыров на кинжалах с обеих сторон.

Из 70-тысячного русского войска честь представлять всю Россию была предоставлена башкирскому батыру Алдару Исекееву. В тяжелейшей смертельной схватке с черкесским батыром, за счёт своей силы, опыта и сноровки, победу одержал Алдар-батыр. Она стала счастливым предзнаменованием. Во время осады и сражения за крепость Азов Алдар-батыр совершил ещё один геройский поступок. Он во главе нескольких башкирских воинов совершил вылазку во вражеский стан, где захватили в плен «языка», оказавшийся ценным источником о резервах, позициях конников крымского хана, о планах турок и военной силе Азовской крепости. Через несколько дней крепость пала, турки, не веря более в свой успех, добровольно сдали Азов. Во время боя погиб брат Алдара.

Взятие Азова было большой и важной победой русского войска. И первой победой русского флота! Россия получила выход к Азовскому и Чёрному морям и начала превращаться в морскую державу. Больше всех этой победе рад был сам царь Пётр I. При награждении героев битвы, проявивших большую отвагу, он одним из первых вручил своими руками ярлык-грамоту батыру из батыров Алдару Исекееву и наградил его саблей с золотыми ножнами.

В работе В. В. Вельяминова-Зернова «Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями» приводится «Указ канцелярии Оренбургской экспедиции Уфимского уезда тарханам и башкирам 1734 году, декабря 24. Ногайской дороги Бурзянской волости 1) Тархану Алдарбаю Исекееву, детям его, племянникам и внучатам — за бытие им Алдаром в Крымском и Азовском походах, за три полученные им раны, за убивство сразившегося с ним черкашенина, за поимку языка крымчанина объявление Его императорскому Величеству блаженные и вечные славы, достойные памяти государю императору Петру Первому».

После возвращения из Азовского похода слава, военные подвиги Алдара-батыра и грамота, полученная им из рук Петра I, ещё выше подняли его авторитет среди соплеменников. Его признали воином-мужем, равным деду Кадырбеку и отцу Исянгильде, ранее в Крымских походах за героизм получившим тарханское звание.

Родословная

Тарханство — это дворянство. Алдар Исекеев был потомственным тарханом, и его потомки тоже. Родословная тархана Исекеева — это шежере.

Родовое гнездо Алдара Исекеева — деревня Алдарово на реке Кана (сейчас именуется Атиково). Родной брат его — тархан Аиткужа Исекеев — обосновался в бассейне реки Таулы, притоке Сакмары. С середины XVIII века деревня Аиткужино известна как Иткулово, по имени сына Аиткужи, тоже наследственного тархана Иткула Аиткужина[.

В работе В. В. Вельяминова-Зернова «Источники для изучения тарханства, жалованного башкирам русскими государями» приводится копии с архивных документов о тарханах, где видим имена детей, племянников и внуков Алдара Исянгильдина (Исекеева). Тарханское звание получали его сыновья: Мурат, Муса, Юсуп, Максют, Мансур, Мысыр, Сеитбаттал, Бахтыгирей, Адылгирей Алдаровы. Шежере потомственного тархана Бурзянской волости Алдара Исекеева: Байсары тархан → Байбахты тархан → Кадырбак тархан → Исекей тархан (4 сына) → Алдар тархан (Алдарбай), Айиткужа тархан, Едигар, Давлетбай.

Восстание 1704—1711

П. И. Рычков в книге «История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии» оставил такое описание событий восстания и их причин:

“бунт, называемой Алдаровской и Кузюковской, начался в 1704 году в декабре месяце под предводительством Алдара и Кузюка. Притчины ко оному поданы неразсудными поступками бывшаго на Уфе Александра Сергеева, которой с них неумеренною строгостию требовал лошадей и выдачи беглых людей, в их жилищах укрывавшихся, и, как сказывают, несколько старшин башкирских на одном у себя обеде до смерти запоил. В сие замешание не только вся Башкирь<121> поголовно, но и уездные татары, мещеряки и другие иноверцы совершенно уклонились и многия тысячи людей побили, а жилья все выжгли. К городам же к Уфе, Бирску и Мензелинску сильные приступы чинили и до самой Казани только за 30 верст не дошли, отколь они едва отбиты изрядными учреждениями казанскаго губернатора Кудрявцова, которой живущих в Казане татар, жен и детей забрав в аманаты, протчих всех выслал против оных злодеев. С сими, тако же и с другими наряженными и позволенными от него партиями, оные башкирцы внутрь Башкиря прогнаны. Для конечнаго же пресечения сего их башкирскаго злодейства в марте месяце командирован был боярин князь Хованской и при нем восемь полков воинских людей и довольное число нерегулярных, которой, дошед пригорода Алабуги, остановился, а внутрь Башкири послал два полка под командою подполковников Хохлова и Аристова, из коих Хохлова полк, не доходя Соловарнаго городка, почти весь от них, воров, разбит, а Аристов близ пригорода Бирска и под деревнею Толамасами многие ж с ними сражения имел, и так едва их бунт успокоен в 1708 году пожалованным тем ворам прощением»

Примечательно, что летом 1706 года Алдар вместе с Хазием Аккускаровым организовал посольство башкир во главе с Муратом Султаном в Крымское ханство и Османскую империю. Имеются также упоминания контактов Алдара с мятежным донским атаманом Кондратием Булавиным.

В декабре 1707 года в районе Солеваренного городка 8-тысячное войско повстанцев, под руководством Алдара и Кильмяка Нурушева, разбило Уфимский полк и Усольский стрелецкий отряд.

До мая 1708 года восставшие башкиры под предводительством Алдара Исекеева сражались против армии воеводы князя П. И. Хованского в Казанском уезде Казанской губернии.

С ноября 1708 года по 1711 годы повстанцы под руководством Алдара Исекеева действовали на территории Ногайской и Сибирской дорог…

Посольство в Младший жуз

В начале XVIII века казахи делились на три жуза: МладшийСредний и Старший. Перед угрозой порабощения со стороны среднеазиатских ханов, хан Младшего жуза Абулхаир принял шаги по принятию российского подданства. Со стороны России членом посольства в Младший жуз был назначен амнистированный Алдар Исекеев. Казахское посольство, возглавляемое Кутлумбетом и Сеиткулом, в июле 1730 года прибывает к Алдарбаю и находится в его волости, покуда уфимский воевода бригадир Бутурлин не пришлет для сопровождения казахских послов уфимских дворян[. В сентябре 1730 года посольство Абулхаир-хана, во главе с Сеиткулом Кайдагуловым и Кутлумбетом Коштаевым, с полномочиями о добровольном принятии российского подданства, прибыло в город Уфу. «Наше заявление к Вашему величеству состоит в том, что с подданным Вам башкирским народом, который находится за Уралом, у нас близких отношений не было. Желая быть совершенно подвластным Вашему величеству, я посылаю своего посланника вместе с Вашим подданным Алдарбаем. Мы, Абулхаир-хан, — говорилось в привезенной грамоте, — с подвластным мне многочисленным казахским народом Среднего и Малого жузов, все преклоняемся перед Вами, … желаем Вашего покровительства и ожидаем Вашей помощи». 9 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна подписала грамоту хану Абулхаиру о принятии его в российское подданство. По этому поводу П. И. Рычков писал: «По оному его ханскому прошению в 1731 году, мае месяце отправлен был к нему, хану, коллегии иностранных дел переводчик мурза Алексей Тевкелев. Посольство во главе с А. И. Тевкелевым после трехмесячного пребывания в пути 4 июля 1731 года прибыло в Уфу. Здесь ему были приданы из геодезистов Алексей Писарев да Михайла Зиновьев, для описания мест, да несколько человек из уфимских дворян и казаков, да из башкирцев лучшие люди — вышеупомянутой Алдар да Таймас-батырь и ещё некоторые с такой инструкцией, чтоб помянутого хана со всей ордой в подданстве совершенно утвердить и присягаю в верности обязать, о состоянии же сего и тамошних мест обстоятельное известие получить». В 1733 году за большие заслуги в присоединении к России казахских ханств указом императрицы Анны Иоановны за Алдаром Исекеевым навечно закрепили тарханское звание, переходящее по наследству к потомкам. Ему вручили много подарков и среди них — именную саблю с серебряными ножнами.

Восстание 1735—1740 гг

Новый этап колонизации Башкирского края и многочисленные прецеденты ущемления прав башкир, закреплённых договором с царём (строительство крепостей, заводов, изъятие вотчинных земель у башкир, ликвидация местного самоуправления, увеличение военных и трудовых повинностей) вызвало новое восстание башкир. Толчком к восстанию послужило выступление из Уфы отряда Оренбургской экспедиции к устью реки Орь для постройки города, будущего Орска. Для подавления восстания в Башкирию был направлен генерал-лейтенант А. И. Румянцев, который начал переговоры с восставшими… Параллельно же начальник Оренбургской экспедиции И. К. Кирилов и его помощник А. И. Тевкелев творили военные преступления. Тевкелев расправился с башкирами аула СеянтусБалыкчинской волости. Все 1000 жителей, в том числе женщины и дети, были жестоко убиты, а 105 человек заживо сожжены в амбаре.

Разгромив восставших, осенью 1738 года власти приступили к переписи коренного населения. Башкиры связывали с нею дальнейшее ухудшение своего положения. И в 1739 году восстание возобновилось. Что касается Алдар-батыра, то он в это время стоял в стороне от народного движения. Сохраняя лояльность императрице, одной рукой писал он верноподданческие письма начальникам, другой же — спасал бунтовщиков от опасностей и истязаний. Везде щитом ему служило его высокое имя, звание и доверие. Но так продолжалось недолго…

Гибель героя

Весной 1740 года глава Оренбургской комиссии генерал-лейтенант В. А. Урусов вызвал Алдара Исекеева в Самару, якобы, для переговоров. К генералу Алдар-батыр прибыл вместе с несколькими башкирскими старшинами, которые тоже должны были участвовать в переговорах. По прибытии в Самару, их тут же арестовали и, заковав в кандалы, отправили в Мензелинск, к начальнику Комиссии Башкирских дел генералу Л. Я. Соймонову. Их допрашивали и пытали как изменников и бунтовщиков. После жестоких пыток 16 марта 1740 года Алдару Исекееву, Кузяку Буляшеву, Каныкаю Аллаярову, Илекаю Усянову, Сеиту Алканину, Якупу Аблаеву, Искуже Карашеву, Алдакаю Мурякову и Яммету Бикаеву вынесли смертный приговор и повесили.

Память

Подвиг батыра воспет сэсэнами. Сохранился йыр «Алдар батыр».

Возле д. 2-е Иткулово Баймакского района в честь Алдара установлена стелла, а в д. Атиково Бурзянского района Башкортостана установлен памятник. В 2017 году в г. Баймак РБ открыт памятник Алдару Исекееву.

Алдар батырҙың тормош юлы һәм эшмәкәрлеге тураһында китаптар һәм мәҡәләләр исемлеге:

  1. Абдуллина Л. Алдар батыр рухын данлайыҡ. // Башҡортостан.- 2015.-28 окт.
  2. Акманов И.Г.Батыр Алдар Исянгильдин.// Башҡортостан: прошлое и настоящее.
  3. Аҡманов И.Ғ. 17 быуатта-18 быуат башында башҡорт күтәрелештәре. – Өфө,1998.-б.160,173-217
  4. Алдар батыр тоҡомдары//Бөрйән ырыуы:Йыйынтыҡ.-Өфө,2005
  5. Алдар батыр.// Сказание о земле Баймакской.- Уфа,1998.- с.29
  6. Асфандияров А.”Я – Алдар Исекеев” // Асфандияров А. Башкирские тарханы.- Уфа,2006. – с.81-88
  7. Әхматзәки Вәлиди Туған. Күсем улы  Аҡай, Алдар тархан  һәм  Килмәк  абыҙ  хәрәкәттәре.//Әхмәтзәки  Вәлиди Туған.Башҡорттар тарихы.-Өфө,2005.-б.119- 138
  8. Исянгильдин  Алдар//Баймакский край. –Уфа, 2002.-б.271
  9. Буранбаев В. Алдар Иҫәкәев- ихтилал етәксеһе .// Буранбаев В. Үткән ғүмер – аҡҡан һыу төҫлө.- Өфө, 2012.-  б. 182.-187.
  10. Буранбаев В. Алдар Исякаев- предводитель восстания.// Октябрьское знамя,1996.-№63
  11. Ибрагимов Д. Алдар батыр- национальный герой.//Октябрьское  знамя,1996.-№ 381
  12. Ибраһимов  Д. Алдар батыр шәжәрәһе.//Октябрь байрағы,1996.- 30 май
  13. Ибраһимов Д. Батырҙарын иҫкә алғанда,онотмаһын мине Тыуған ил!// Илеш- Баймаҡ,2000.-№3
  14. Мусин Н. Шунда ята батыр һөйәге.Роман,повестар,хикәйәләр.- Өфө,2001.-493 б
  15. Мусин Н. Алдар батыр.Роман. –  Уфа, 2008.- 360 с.
  16. Сайгафаров  А.З. Башкиры отважные-защитники Отечества.//Баймакский вестник,2006.- №109
  17. Тажетдинов А. Алдар батырҙың исеме-халыҡ хәтерендә.//Һаҡмар.-2012.-29 окт.
  18. Хөсәйенов Ғ. Алдар батыр ҡиссаһы.// Хөсәйенов Ғ. Батырҙар ҡиссаһы: Тарихи проза.- Өфө,1986.-б.6-96
  19. Хөсәйенов Ғ.Алдар батыр ҡиссаһы.// Хөсәйенов Ғ. Ил азаматтары.т.1- Өфө,1998.- б.15 – 108.
  20. Акманов И. Г. Алдар // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов. — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2015—2020.21.
  21. Акманов И. Г.Алдар Исянгильдин // Башкортостан: краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. — С. 113. – 672 с
  22. Асфандияров А. З. Башкирские тарханы — Уфа: Китап, 2006. — 160 с.
  23. Минишев Ю. А. Родословная потомков Алдара Исекеева, батыра и потомственного тархана // Историческое, политико-правовое и социокультурное развитие Уральского региона: история и современность: матер. Всерос. науч.-практ. конф. — Сибай: Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2011. — С. 84—87.
  24. Таймасов С. У. Башкирско-казахские отношения в XVIII веке. — М.: Наука, 2009. — С. 238—249. — 344 с.
  25. Хәйретдинов, Б.М. Ете лә генә ырыу, береһе-Бөрйән.-Баймаҡ,2007.-222б.

    Династия золотопромышленников – Рамеевых

    Рамеев  Башар Искандарович. Родился в 1918 году. Учился в г.Баймаке. Окончил Московский энергетический институт(1938г.). Участник войны. Работал конструктором в уфимском нучно – исследовательском институте(1944г.), конструктор энергетического института Академии наук СССР(профессор), научно-исследовательском институте в г.Москве. Лауреат Государственной премии СССР.

    Рамеев Искандер Закирович (1886-1943гг.) Родился в д.Юлук Баймакского района. Учился в Муллакаевском и медресе «Хусаиния»  в Оренбурге, в гимназии Санкт-Петербурга и в Германии Франкфурт на Майне. В советское время работал управляющим «Башгортреста» и в управлении «Башзолото»- заведующим исследовательской лаборатории. Репрессирован в 1938 году.

    Рамеев Мухаметсадык Каримович (1827-1892). Родился в деревне Зирган Мелеузовского района. Первоначально занимался торговлей, купец. В 1862 году переехал на новое местожительство д.Юлук Бурзянской влости. С 1869 и по 1892 год занимался золотодобычей на Султановском и Гадельшинском приисках.

    Рамеев Мухаметзакир Садыкович(Дэртмэнд) (1859-1921). Родился в селе Зирган Мелеузовского района. Учился в Муллакаевском медресе и в Стамбульском университете в Турции. Владелец золотых приисков Верхнеуральского, Орского уездов и Казахстана. Всего насчитывалось 72 золотых прииска. Он занимался литературной деятельностью, писал стихи. Издавал газету «Вакыт»(1906г.) и журнал «Шура»1908г.( В 1906 г. избран депутатом Государственной Думы 1-2 созыва от мусульманской кадетской партии. В 2010 году  издана  книга Л. Хамидуллина «Дэртменд». В научно-популярном издании  описываются события, связанные с биографией поэта, общественного деятеля и издателя газеты «Вакыт», журнала «Шура» Закира Рамиева -Дэртменда  с цветными фотографиями и иллюстрациями.

    Рамеев Ягафар Закирович (1893-1976 гг.) Родом из г.Оренбурга. Участник гражданской войны, красный командир. Награжден орденом Красного Знамени. Работал  бухгалтером в системе «Башзолото».

    Рамеев Мухаметшакир Садыкович(1856-1912гг.) Родился в д. Зирган Мелеузовского района. С 1862 года вместе с родителями проживал в  деревне Юлук Баймакского рйона. С 1892 года после смерти отца все золотые прииски Гадельшинский и Султановский перешли в руки Шакира. Он окончил Муллакаевское медресе, инженерное образование получил в Германии. Он расширил золотодобычу на землях Верхнеуральского, Оренбургских казачьих землях. Всего насчитывалось 12 приисков.

    Рамеев Рашид Шакирович(1911-1956гг.). Родился в Султановском прииске (д.Кусеево). Постоянно проживал и работал в  пос.Тубинске. Окончил  горно-энергетический техникум. Работал главным энергетиком Тубинского рудника.

    Дәртмәнд

    Татар әҙәбиәте классигы, нәшир, меценат, алтын сәнәғәтсеһе,

    Дәүләт Думаһы депутаты.

    Татар классик поэзияһының күренекле вәкиле Дәртмәнд (Мөхәмәтзакир Мөхәмәтсадиҡ улы Рәмиев) 1859 йылдың 23 ноябрендә Ырымбур губернаһының Стәрлетамаҡ өйәҙе (хәҙерге  Башҡортостан Республикаһының Мәләүез районы) Зиргән ауылында сауҙагәр ғаиләһендә  донъяға  килә. 1862 йылда (Закирға өс йәш сағында) Мөхәмәтсадиҡ үҙенең бөтә ғаиләһе менән Зиргәндән Орск өйәҙендәге (Баймаҡ районы) Юлыҡ ауылына күсә һәм ошо төбәктә тәүҙә – сауҙа, һуңыраҡ алтын сығарыу эштәре менән шөғөлләнә.

    Закир  башланғыс белемде ғаиләлә ала, унан һуң, үҙенән ике йәшкә өлкән ағаһы Шакир менән бергәләп,Баймаҡ районының Муллаҡай мәҙрәсәһендә уҡый. 1880 йылда мәҙрәсәне тамамлағас, Төркиәгә китеп, бер ни  ҡәҙәр ваҡыт Стамбул ҡалаһында йәшәй, төрөк телен, әҙәбиәтен өйрәнә, әҙиптәр менән аралаша, мәҙәниәт мәсьәләләре, матбуғат эштәре менән ҡыҙыҡһына. Закир Рәмиевтың әҙәби ижад эше менән шөғөлләнә башлауы ла ошо йылдарға тура килә.

    Матбуғатта ул беренсе  мәртәбә 1903 йылда имзаһыҙ урынлаштырылған “Үткән көндәр” тигән шиғыры менән күренә.

    1905 йыл революцияһы ағалы-ҡустылы Рәмиевтарға матбуғат таратыу һәм типография ойоштороу тураһында күптән уйлап йөрөгән пландарын тормошҡа ашырырға мөмкинселек тыуҙыра. 1906 йылдың 21 февраленән улар Ырымбурҙа “Ваҡыт” исемле көндәлек газета һәм 1908 йылдың  ғинуарынан “Шура” исемле әҙәби-ижтимағи журнал сығара башлайҙар. 1918 йылға ҡәҙәр  сығарылған һәм маҡсаты, тотҡан юлы менән буржуаз характерҙа булһа ла, демократик прогрессив идеяларҙы яҡлаған материалдарға үҙ биттәрендә киң урын биргән “Ваҡыт” газетаһы һәм “Шура” журналы татар ижтимағи фекере, мәҙәниәте һәм әҙәбиәте үҫешенә шаҡтай уңай йоғонто яһай. Был газета һәм журналға Ғ.Ибраһимов, Ш.Камал кеүек яҙыусылар актив яҙыша.

    Дәртмәнд үҙе лә шағир булараҡ ошо матбуғат органдары аша таныла. 1906-1912 йылдар араһында “Ваҡыт” газетаһы һәм “Шура” журналы биттәрендә уның ҡырҡҡа  яҡын шиғыры донъя күрә.

    Дәртмәнд – Рәмиев Октябрь революцияһына тиклем татар донъяһында күренекле урын биләгән абруйлы, мөхтәрәм бер шәхес була. Шағир ҙа ул, нәшир ҙә, Дәүләт думаһына һайланған йәмәғәт депутаты ла, алтын приискалары тотҡан бер бай ҙа.

    Тәрән фәлсәфәүи эстәлекле “Караб”, “Беҙ” һәм башҡа шиғырҙары киләсәк өмөт һәм йәшәйеш, яҙмыш хаҡында уйланыуҙарынан тыш, милләткә хеҙмәт итеү рухы менән һуғарылғандар.

    Ул , замандаштарын уяу булырға өндәп кенә ҡалмай, ил-караб йүнәлешен дөрөҫ юлға сығарыу, халҡын аң-белемле, мәғрифәтле итеү йүнәлешендә лә ең һыҙғанып арымай-талмай эшләй. Ошо изге маҡсат өсөн ике-өс быуын тир түгеп тапҡан мал-мөлкәтен дә, аҡсаһын да ҡыҙғанмай.

    Октябрь революцияһынан һуң Дәртдмәнд, сит илгә ҡасып китмәй, үҙ теләге менән Совет илендә йәшәргә ҡала. Тәүҙә ул ғаиләһе менән Ырымбурҙа  тора, һуңыраҡ Орск ҡалаһына күсә. Ижтимағи тормоштан ситләшһә лә, шиғыр яҙыуынан туҡтамай, үҙ кисерештәрен әленән-әле ҡағыҙға төшөрөп бара.

    Дәртмәнд 1921 йылдың 9 октябрендә Орск ҡалаһында вафат була.

    Дәртмәндең хәҙергә мәғлүм булған әҙәби мираҫы күләм  яғынан ҙур түгел – ни барыһы мең юл самаһы шиғыр, бер нәҫер (“Сабый”), балалар өсөн ваҡ хикәйәләр һәм бер нисә иҫтәлек – парсанан  ғибәрәт. Ләкин был бәләкәй генә мираҫ үҙенең сәнғәтсә  эшләнеше, эстетик тәьҫир итеү көсө яғынан татар әҙәбиәтенең бер ҡаҙанышы , хазинаһы булып тора.

    Дәртмәнд поэзияһы үҙенән һуң килгән күп кенә татар шағирҙары өсөн оҫталыҡҡа өйрәнеү мәктәбе булып хеҙмәт итте.

    Лирон Хәмиҙуллин авторлығында “Дэрдменд” исемле китап 2010 йылда Казан  китап нәшриәтендә баҫылып сыҡты.

Рәмиевтар ғаиләһе 1914 йылда Европа илдәрендә ҙур сәйәхәт яһай. Шул ваҡыт Бельгияның Льеж ҡалаһында төшкән фотографияла (ундаң һулға): Закир Рәмиев, Садри Мәҡсуди ҡатыны Камилә (Шәкир Рәмиевтың ҡыҙы)  менән Гәриф, Зәйнәп, Искәндәр – Зәкирҙың  балалары, Әхмәт- Мидхәт – Шәкирҙың улы.

Закирҙең ҡатыны Мәхүпъямал. 1893

Шағирҙың әҙәби мираҫы

Шура” журналының беренсе һаны 1908 йылдың 10 ғинуарында  донъя күрә. Шул көндән башлап, журнал 10 йыл буйына ике аҙнаға бер сығып бара. Журнал үҙенең беренсе һанында иғлан иткән бүлектәрен үҙгәртмәйсә дауам итә, аҙаҡҡы һанына тиклем программаһы үҙгәрмәй.

1909 йылда төшкән фотографияла (һулдаң уңға баҫҡандар): Мәхмүт Ғосманов, фабрикант Хәсән Акчурин, Закир Рәмиев, Әхмәт бай, Ғайса Еникеев, мәҙрәсәгә нигеҙ һалыусыларҙың береһе  сауҙагәр Мәхмүт Хөсәйенов, Габделхәмид Хөсәйенов, яҙыусы һәм нашир Фәтих Кәрими, Зәкир Хәйеров .

Беренсе рәттә:Ҡаҙый Нурмөхәммәт Мәмлиев, ҡаҙый  Ғиниятулла Ҡапкаев, каҙый Хәсәнгәта Мәхмүдев-Габәши, дин гесе, мәҙрәсә башлығы Габделғалим Дәүләтшин.

                  

Юлыҡ зыяратындығы Рәмиевтарҙың ҡәбер таштары

Караб

 

Шаулай диңгеҙ …

Ел өрәлер…

Елкәнен киргән караб

Төн үә көндөҙ йөҙәлер

Юл бара, ят ил ҡарап…

Сыҡты елдәр,

Ҡупты тулҡын –

Ил карабын ел һөрә!

Ҡайҙа юлдар,

Ниндәй упҡын,

Тарта беҙҙе йән һорап!

 

Рәсем

 

Тәнкәйен аҡ, түшкәйҙәрен киң яратҡан,

Биткәйенең иң осонда миң яратҡан,

Һаҡлар өсөн зифа буйын яман күҙҙән,

Сәскәйҙәрен аяҡ менән тиң яратҡан!

Беренсе апрелдә зыярат  портретен

                    ебәргән “дуҫыма”

Юғарыға ташты ырғытҡан йүләрҙәр.

Үҙ аңҡау баштарын тишеп үлерҙәр.

Тишек тапһаң һиңә япҡан ишектә –

Үҙеңдең йыртыҡ ауыҙыңдан көлөрҙәр.

 

*  * *

 

Күңел рәнйеше булғанын илдең

                                           Һыуыҡтан белде яҙ,

Кем, сәсеп нур, йөрөтөп елдәр шифалы        

                                                        килде яҙ

Ҡар иреп, ҡырҙар асылды,

                                      тауҙан иҫте хуш еләҫ,

Тау вә сәхрәләргә яңы йән биреп,

                                                        Һирпелде яҙ.

Ҡырҙы, туғайҙарҙы алды

                                    яҙғы һыуҙар ташҡыны,

Кем, сәсеп нурҙар шифалы,

                                     Йөрөтөп ел, килде яҙ.

Айырылышыу

 

Тәгәрәп-аунап

Буй үҫкән

Тыуған илем, иҫән бул!

Сәс ҡуҙғатып

Яй иҫкән

Таңғы елем, иҫән бул!

Йүгереп-йүгереп

Туҡтаған …

Яулыҡ болғап

Һыҡтаған

Нәҙекәй билем, иҫән бул!

 

Тыуған-үҫкән ер..

 

Атам-әсәм йорто өсөн,

Булһа мең йәнем фиҙа,

Тыуған-үҫкән ерем өсөн,

Һуңғы тамсы ҡаным фиҙа.

 

* * *

 

Татарлыҡтан татар һичгарь итәрме,

Кеше үз исмене инкяр итәрме,

Татарлыкта татар  угълы татармын,

Татар түгел димә – башың ватармын.